Блок 3. Социальное – «Этикет и культура общения в жизни современного человека»
Содержание деятельности школьного коллектива |
классы |
Время проведения |
ответственные |
«Речь и культура общения»; |
8-9 |
2 раза в четверть |
классные руководители |
Занятия и классные часы на этические темы |
1-9 |
В течение года |
классные руководители |
Круглый стол «Речевой этикет» (ученики, педагоги, родители) |
7-9 |
март |
Педагог организатор |
Общешкольная «Неделя вежливости» |
1-9 |
В течение года |
Зам.директора по воспитательной работе |
Коррекционные занятия «Коррекция агрессии и детской тревожности" |
1-7 |
1 раз в неделю |
Педагог-психолог |
Педагоги, работающие с воспитанниками 7-10 лет должны решать следующие задачи:
-Познакомить детей с правилами поведения на улице, в помещении.
-Научить детей пользоваться столовыми приборами, салфеткой.
-Сформировать навыки вежливого обращения со сверстниками, старшими.
-Сформировать умение и навыки участия в сюжетно-ролевых и театрализованных играх, направленных на закрепление представлений об окружающем мире.
Тематика занятий и классных часов:
1. Поведение на улице, в помещении
2. Поведение за столом.
3. «Ты» и «Я».
4. Плохой – хороший поступок.
5. Честность в отношении друг с другом и с взрослыми.
Воспитанники должны знать и уметь:
-Правильно вести себя (под наблюдением воспитателя) на улице и в помещении.
-Соблюдать простейшие правила поведения за столом.
-Использовать в речи доступные возрасту стереотипы общения в различных ситуациях (приветствия и прощания, благодарность и извинения).
-Справедливо оценивать свои поступки.
11-14 лет
Задачи:
- Сформировать у детей представления об этикете.
- Воспитывать взаимоуважение, дисциплинированность, деликатность.
- Сформировать умение правильно вести беседу.
- Воспитывать уважительное отношение к слабым, старикам, женщинам.
- Расширить сведения о формах обращения к старшим, сверстникам.
Тематика занятий:
1. Правила ведения беседы, дискуссии. Не перебивай.
2. Поведение в чужом доме. Естественность и деликатность гостя.
3. Манера поведения: осанка при ходьбе, в положении сидя, стоя. Пользование предметами туалета.
4. Поведение за столом.
3. Культура общения.
4. О дружбе и товариществе.
Воспитанники должны знать и уметь:
-Правильно вести себя в общественных местах.
-Пользоваться столовыми приборами, эстетично принимать пищу.
-Следить за своей походкой, жестикуляцией.
-Соблюдать аккуратность во внешнем виде.
-Пользоваться простыми стереотипами этикетного обращения.
-Видеть положительное в общении (сотрудничество, взаимопомощь, справедливость в разрешении конфликтов).
-Справедливо оценивать свои поступки и поступки товарищей.
15-18 лет
Задачи:
- Систематизировать понятие об этикете как об установленном порядке поведения, отношения к людям.
- Познакомить с вербальными и невербальными этикетными знаками.
- Расширить сведения о культуре поведения в общественных местах.
- Воспитывать собранность, сдержанность, аккуратность.
Тематика занятий и классных часов:
1. Уровни соблюдения этикета.
2. Первый уровень – не мешай. Соблюдение тишины и молчания.
3. Второй уровень – будь приятен окружающим людям.
4. Третий уровень – помогай окружающим людям.
5. Соблюдение этикета.
6. Отношение человека к речи. Речь как портрет личности.
7. Пользование телефоном. Культура речи при общении по телефону.
8. Этикетные ситуации. Настроение человека. Способы управление настроением.
9. Самоконтроль и саморегулирование поведения.
10. Культура общения юноши и девушки. Мужской и женский ролевой этикет.
11. Дружба и любовь.
Воспитанники должны знать и уметь:
-Правильно вести себя в общественных местах.
-Употреблять речевые этикетные стереотипы в различных ситуациях.
-Соблюдать правила мужского и женского этикета; добиваться непринужденности в соблюдении правил поведения.
-Владеть своим эмоциональным настроением.